Перед тем как утвердиться повсюду, новая историческая эпоха сначала идет на войну и проявляется там. Если хочешь заглянуть в будущее, загляни в глаза мертвого солдата. Это не про войну, это про типологию. На рубеже веков солдат стал носить цвета грязи и сам стал окопной грязью.
До того в красных форменных штанах французской армии ты даже в строю оставался личностью. Личность вынуждена маскироваться на войне. А также в обществе.
Девятнадцатый век привнес в литературу нового героя – детектива, человека, который разоблачает ложь. Вклад двадцатого века – персонаж разведчика – человек, который лжет. Однако, типологически важно не то, что лжет, а то, что маскируется. Любимый персонаж – личность, которая скрывает себя. В старые времена личность должна была демонстрировать себя. Не только верность, но и верность себе. Ее свойства выражались гербом и подчеркивались золотом. Оружие всегда присутствовало не для защиты жизни, а для защиты чести. Честь – это тождественность себе. Поэтому шут мог присутствовать за господским столом, но актер – никогда. Актер – это человек, который примеряет личности, соответственно – вызывает подозрения относительно наличия собственной.
Герои есть, но они не интересны общественному сознанию, они не становятся культовыми фигурами.
Как-то Бонопарту предложили наградить его самого способного шпиона Шульмейстера орденом Почетного легиона. Бони, хоть и не был джентльменом, ответил: «лучше деньгами».
Все это признаки фундаментальных моральных изменений.
----------------------------
Книга Дмитрия Корчинского "Революция от кутюр" онлайн: http://old.bratstvo.info/