Может быть стоит в таком случае благодарить фюрера, за то, что он дал советскому и неосоветскому режиму единственную (за век!) историческую возможность назначить себя великим народом-победителем, ни совершив при этом ни единого цивилизационного рывка - ни в одной (!) из областей - от социальной до технической и культурной.
Так же стоит заметить, что я не считаю метафизически (экзистенциально) корректным испытывать благодарность за сам факт рождения (обреченность быть), равно как и вынужденность умереть. Продолжая нехитрую логику - я не испытываю ни пиетета, ни благодарности "отцам и дедам" за предоставленную возможность умереть.
Так же остается открытым вопрос - считать ли вообще жизнь благом? И ежели таки мы исходим из того, что жизнь благо (в сравнении с небытием), то не стоит ли эту жизнь сделать максимально комфортной, в том числе, относительно такого репрессивного и уничтожающего психического элемента - как чувство вины, по мнению моралистов ровно проистекающего из чувства благодарности - то есть, обычного государственного управленческого механизма всякого авторитарного некрофилического левиафана?
Алина Витухновская