b_mikhailov (b_mikhailov) wrote in libertower,
b_mikhailov
b_mikhailov
libertower

«Республиканская Альтернатива»: президентская программа Алины Витухновской как она есть



Беседа лидера политического движения «Республиканская Альтернатива», лауреата премии «Нонконформизм», философа, писателя и поэта Алины Витухновской с литературным агентом Натальей Рубановой.

Наталья Рубанова: Алина, вы публикуетесь с начала девяностых. Ваша – отчасти скандальная известность сыграла лишь на пользу вашей литературной биографии, вспомним, как в свое время сказала Ахматова о Бродском: «Какую биографию делают нашему Рыжему!»: не провожу, впрочем, прямых параллелей. Что вы, как безусловно одаренный человек, наделенный талантами философа, эссеиста, поэта и политика, чувствуете по отношению к тому, что можно условно обозначить «современной литературной ситуацией»? Ну или так: «Тепло ли тебе, девица?..»

Ваша предыдущая книга «Мир как воля и преступление» вышла в 2014-м. Идёт время, кризис «расширился и углубился». Издатели предложили мне, в частности, следующее, чтобы быть вновь напечатанной в бумажном виде: «Либо пишите либо как Умберто Эко, еще более усложняйте свои сложные тексты, либо идите в сентиментальный жанр, что для вас, впрочем, едва ли возможно». ОК, то есть будьте кем угодно, только не собой. Будучи помимо всего прочего литагентом, я все чаще сталкиваюсь с тем, что по-настоящему талантливые тексты самых разных авторов (так называемую интеллектуальную прозу, в том числе да тех же Валерии Нарбиковой, Ильи Оганджанова) практически невозможно продать, нонсенс. Ну да, рукописи не горят, потому что электронные, однако-с тот чудовищный массив масскульта, которым никак не накормят электорат, продолжает выходить с легкостию необычайной.

Вы баллотируетесь в президенты этой прелюбопытной страны (кстати, «Республиканская Альтернатива» действительно официально заявлена – или пока это лишь «долгоиграющие планы», о которых пишут в соцсетях?). В вашей программе, помимо социальных гешефтов в виде БОДа, т.н. базового основного дохода, который вы, помимо всего прочего, обещаете всем жителям нашей необъятной родины уж только за то, что выпало им счастье родиться именно здесь, – итак, помимо всего этого, какую альтернативную программу по реанимации российской культуры, в частности, книжного дела, вы предлагаете, если предлагаете, разумеется? Нынешний книжный бизнес – имею в виду бумажные книги – съедается электрокнигами; добавим сюда потребление массами – ширпотреба как в виде тех же книжонок, так и в виде дебиловатого сериального «продукта», транслирующего известно какие «ценности». Что вы предлагаете делать в области образования, как школьного, так и вузовского, чтобы не потерять те крохи культуры, которыми земля русская еще хоть чуть-чуть, хоть и невмоготу ей, но все-таки держится?.. Музыка из того же числа.

Алина Витухновская: Я хотела бы в первую очередь говорить о современной русской литературной ситуации, с европейской картиной всё примерно понятно — никакого кризиса там не наблюдается, кризис наблюдается исключительно в России, исключительно во всём, и в русской литературе в том числе. Что произошло за последние двадцать лет — эти двадцать лет правления Путина. В 90-е годы были открыты все литературные границы. В 90-е годы мы фактически вошли в европейский литературный контекст на равных. У нас была прекрасная литература, но большей части имён авторов, которые писали тогда, к сожалению, теперь уже не вспомнят, а многие из них (не буду называть поимённо) замарали себя пособничеством «крымнашизму» и милитаристской политикой государства РФ и таким образом перечеркнули свои как человеческие, так и литературные биографии. Не стоит забывать о том, что во многом поддержка русской литературы складывалась не только из свободы слова при Ельцине, и она была — не стоит этого отрицать — с издержками, со своими нюансами, но она была. И эта свобода дала возможность развернуться и самой литературе.

Как не стоит забывать демократические времена Ельцина, так и не стоит забывать и то, что нам помогали совершенно бескорыстно — я не сторонник геополитических заговоров, когда мол «всё, что делается со стороны Запада, делается во вред России». Если существовал Фонд Сороса во вред России — то извините, это просто смешно. Если существовал фонд Альфреда Топфера, где я тоже получала в свою очередь стипендию и которой наградили многих известных русских авторов. Если и это делалось во вред России, извините, то тот, кто утверждает подобное, есть ни что иное как конспирологический дегенерат. Люди имели деньги и желание помочь культуре. Не понимать такую простую вещь людям, которые знают и об эпохе гуманизма, и об эпохе Возрождения, и просто о здравом смысле… знать и утверждать то, что «всё это происходило во вред России», являются абсолютно клиническими заявлениями, которые даже не хочется комментировать.

Я не верю в конспирологические версии заговоров против России. Все те люди — от Сороса до Топфера, кто нам помогал, имели в виду исключительно гуманистические, культурные и прогрессивные ценности и культуру в общем и целом, потому что нет культуры частной, культуры отдельной страны в отрыве от культуры другой страны. Культура в цивилизованном мире есть некое общее пространство: отделять её и противопоставлять одну другой, как это любят в России, — это быть «цивилизационными дикарями».

Читать полностью - https://rufabula.com/author/alina-vituhnovskaya/1615

Tags: выборы, фото
Subscribe

  • НИЩАЯ

    Сегодня мать "великого" российского конформиста Темы Лебедева предложила россиянам "Не ныть". А буквально она заявила следующее: "Умираешь от жары…

  • РОССИЯ В САНСАРНОЙ ПЕТЛЕ

    Стоит ли говорить об очевидном? Конечно, никто из условно и безусловно оппозиционных депутатов никуда не пройдет. Это первое. Второе. Расправившись с…

  • ЛЮДИ СТАРОЙ ДЕФОРМАЦИИ

    Никогда не надо застревать в каком-либо времени. Ты быстро устареваешь. Застрявших легко вычислить по характерным "мемам", словам, пристрастиям.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments