

"Аносово существовало до затопления в виде других деревень и продолжает существовать, когда все источники этого существования, казалось бы, перекрыты, за небольшими исключениями. В каком-то смысле, Аносово — вечное место. Не только город будущего, возникший как видение будущего, провозвестником которого была Братская ГЭС, но также город будущего постапокалиптического. Город который выживет, чтобы ни происходило в техногенном мире больших катастроф, потому что он "всегда" здесь был, стоял себе в Сибирской тайге и неторопливо вершил свои дела. Без канализации, центрального электричества, телефонии и телевидения."
Василина Орлова, "Антропология Повседневности"
На грани времён, в распадных щелях континентов, между Америкой и Россией, между Россией и СССР, между нестёртым прошлым и ненаступившим будущим, живут герои Василины Орловой — маленькие люди замкнутых ментальных пространств. Уползающие (например) в петлю Братской ГЭС, островков, материков, инфернального, но не воплощённого величия социалистических задумок. Маленькие люди в хохотах и хаосах большой и холодной эпохи. Свидетели и жертвы социалистического эксперимента. Но и не только жертвы, как, полагаю, настаивает Василина, а истинные хозяева своей судьбы, впаянные в бытийственность, что хайдеггеровские герои — в смерть. Антропологические исследования Василины трагичны, но и жизнеутверждающи — в них прорастает сама русская витальность, постулирующая самость, лакающая кровавый человеческий березовый сок в городе где "нет Старбакса".
Алина Витухновская