6естов (6estov) wrote in libertower,
6естов
6estov
libertower

на каспаров.ру статья о кинолектории. фрагменты.

Когда суровый час войны настанет
Поэт Алина Витухновская показала фильм о том, как русские захватили Америку.

Полку политических киноклубов в Москве прибыло. Поэт Алина Витухновская открыла собственный кинолекторий "Право экрана!". Базируется он там же, где и Клуб политического кино Коленского-Лапшина, — в библиотеке имени И.С. Тургенева. В реализации этого проекта "черной иконе русской поэзии" помогает кинокомпания "Кино без границ"...

Если вы еще помните карикатурно-жестоких советских негодяев в упомянутых "Рэмбо" и "Рокки", то значит, имеете примерное представление и о "Красном рассвете". С той разницей, что в данном фильме этих "русских" толпы, орды и армады. Советские парашютисты гроздьями падают на школьную лужайку и немедленно начинают всех расстреливать с особым цинизмом и жесткостью. Захватчики в шинелях и ушанках практикуют массовые расстрелы из танков (!), вводят систему репрессий и прочих тоталитарных ужасов...

По сюжету советские и кубинские войска оккупируют территорию Соединенных Штатов, совершают всевозможные зверства, а противостоять им берется партизанский отряд, созданный американскими подростками на основе школьной футбольной команды "Росомахи". Звездно-полосатых "молодогвардейцев" в фильме играют молодой Патрик Суэйзи и совсем юный Чарли Шин. В фильме юные партизаны выигрывают только одну, первую битву с красными супостатами. Но перед финальными титрами зрителям сообщают, что и вся война в итоге завершилась победой юных американских патриотов и захватчиков изгнали с территории США...

Федеральные службы, армия и прочие централизованные бюрократические структуры США в "Красном рассвете" отсутствуют напрочь. Они то ли уничтожены и рассеяны ударом "красных", то ли сами предали долг и разбежались. Партизаны одни. Воюют сами, без государства. Совершенно самостоятельное гражданское сопротивление, абсолютно в духе ценностей отцов-основателей и даже первопоселенцев...

"Красный рассвет" пронизан ностальгией по временам даже не Войны за независимость, а по еще более ранней эпохе, по временам Фенимора Купера.

"Росомахи" ездят на лошадях, носят шапки из меха пушных зверей с хвостами, точь-в-точь как куперовский Следопыт, пьют кровь убитого на охоте оленя. Даже стреляют они поначалу из луков. А "финальная" дуэль между лидером "росомах" (Суэйзи) и советским десантным полковником снята по всем стандартам вестерна, и герой Суэйзи убивает злодея не из современного револьвера, а из старинного, курок которого после каждого выстрела приходится взводить рукой (!). "Возвращение к корням". Назад, назад, в благословенное прошлое...

Витухновская настойчиво проводила мысль о том, что вся соль фильма в отстаивании традиционных американских ценностей и свобод. В анонсе кинолектория, распространенном перед сеансом, она утверждала, что истинная "мишень" "Красного рассвета" — не "Империя зла", а голливудские либералы и левые, что фильм должен был послужить утверждению либертарианских и патриотических принципов в кинематографе США. С этого Витухновская "перекинула мостик" на Обаму и проявила энтузиазм по поводу успехов республиканцев и неудач демократов (читай — лево-либералов) на последних выборах в США...

Витухновская заявила, что "росомахи" могут служить примером для всех свободных людей в России, и провела параллель между Красной армией в фильме и ордами разнообразных современных российских "правоохранителей".

И. Лазаренко в свою очередь одобрил реалистичный, на его взгляд, образ красноармейцев в фильме, представленных насильниками, мародерами и вандалами.

Один из национал-демократов высказал мнение о том, что "люди, которые знают, что такое стриптиз-клуб, которые за 300-400 долларов ездят отдыхать в Египет, не вернутся в совок". Илья Лазаренко уточнил, что о возвращении "совка" как такового речь не идет и говорить надо о "неосоветизме" как о специфической политике современных российских властей. Кинопродюсер Сергей Сальников напомнил, что в советские времена было много хорошего, чего нет теперь.

Еще один сторонник либертарианских идей, автор Каспарова.Ru Александр Храмов не согласился, сказав, что ностальгия по советскому реально существует главным образом у людей 20-30 лет, которые не застали СССР. Также он уточнил понятие, предложенное Лазаренко, заявив, что "неосоветизм" — это неоимперскость. "Ностальгируют не по бесплатному здравоохранению, — возразил Храмов Сальникову, — не по коммунизму и Ленину, и пионерии, а по великой стране. Которой все боялись. А сейчас никто не боится. Вот все и переживают.

Самая большая проблема России, в отличие от других стран СНГ, в том, что она продолжает оставаться империей, не пытаясь переродиться в национальное государство".

Мнение Храмова о том, что ностальгия по великой державе наблюдается главным образом у молодежи, в ходе киноклуба получило косвенное подтверждение. На "Красный рассвет" пришло много людей старшего возраста, и большинство из них одобрительно восприняли антисоветскую направленность фильма. Это напомнило слова политика Владимира Милова о пенсионерах, во множестве пришедших на похороны Егора Гайдара. Милов высказался в том смысле, что молодежь не застала "совок" со всеми его ужасами, а потому не может по достоинству оценить заслуги главного "могильщика" социалистической системы. Нынешняя же власть воспитывает новые поколения на патриотической, "великодержавной" риторике о "России, встающей с колен"...

...надо учитывать, что "Право экрана!" — еще очень молодой проект. Это был только второй кинопоказ в его рамках (первый состоялся под самый Новый год). Даже ведущим Клуба политического кино, которые за без малого полтора года провели уже 15 заседаний, не всегда удается удержать дискуссию "в рамках". Что получится из нового проекта Витухновской, покажет время.

Антон Семикин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments