Алина Витухновская (blackicon) wrote in libertower,
Алина Витухновская
blackicon
libertower

в хорошем месте, в отличной компании...

Оригинал взят у golishev в в хорошем месте, в отличной компании...
 

Владимир Голышев

Pussy Riot и кризис мужественности
Выступление на 3-м заседании Общества Христианского Просвещения (Санкт-Петербург, 10 июля 2012 года)

По ту сторону пола
Хочу начать с того, что христианство, понятое буквально – из прямой речи Христа и апостольских интуиций, а не через кривую призму церковных катехизисов – снимает проблематику пола. Преодолевает ее. Аннулирует.
В Царствии Небесном нет женщин и мужчин. Само Царствие – не какая-то туманная посмертная перспектива, состояние, которое можно (и нужно!) достичь здесь и сейчас. Способ достижение – совлечение с себя, как драной одежды ветхого человека и облечения в сияющие ризы Христа. То есть, метаморфоза, преображение.
Преображенный человек – подданный этого Царства – независимо от пола, к какому был приписан на старте, имеет иную природу - свободную от гендерной проблематики. Девство и безбрачие здесь не столько средства, сколько побочный эффект.
Царствие Небесное редко достигается одним рыком (например, через мученичество). Как правило, это серия метаморфоз. Или одна сложная метаморфоза, растянутая во времени. Ветхий человек, с которым связана проблематика пола, стремится взять реванш. Возможны загулы на «страну далече», банкротство, отчаянье и возвращение к всепрощающему Отцу.
Так или иначе, среди христиан – того малого стада, которое Христос призывал к бесстрашию – феминизм невозможен.
Говорить о феминизме можно только за его пределами.

Мужское и женское
Прежде, чем браться оценивать феминизм, как идею и как практику, хорошо бы разобраться с тем против чего он борется – с мнимым «патриархальным» укладом, который якобы имеет место сегодня и угнетает современную женщину. Да и с тем, что сегодня называют «женщинами» и «мужчинами» тоже следует разобраться.
Сошлюсь на нашего великого современника Евгения Всеволодовича Головина, в текстах которого эта тема поднята, разработана и, на мой взгляд, закрыта.
Давайте на время забудем про конкретных мужчин и женщин. Поговорим о природах – мужской и женской. В каждой особи, независимо от номинального пола присутствуют обе природы. В стандартном случае одна из природ для человека является базовой, другая – факультативной. То есть, человек – это разбалансированный андрогин.
Природы эти подробно описаны во всех традициях и культурах мира. Самая расхожая формула - «инь-ян» из китайской традиции.
Если суммировать характеристики мужской природы, у нас получится пытливый, бескорыстный, экспансивный, независимый субъект, верный принципам, одержимый идеями. Вектор его строго центробежный – он склонен отдавать и отталкивать, идти вперёд и вверх. Женская природа – его противоположность. Вектор центростремительный – она притягивает, поглощает, удерживает. Именно женская природа безраздельно царит в материальном мире… Не буду утомлять подробностями. Они и так хорошо известны. Лучше сразу перейду к тому, как эти природы реализуются в человеческой особи...

Женщина – совершенная и «скрытая»
Головин напоминает о существовании чисто женских сообществ. Самый известный пример - амазонки.
Женская анатомия, как известно, включает некое подобие пениса. Явное указание на самодостаточность! Древним источникам, повествующим о мире без мужчин, о женщинах способных к эякуляции, конечно, трудно поверить. Впрочем, это необязательно. Историческая достоверность, пусть и подтвержденная отчасти женской анатомией, здесь роли не играет. Достаточной самой идеи самодостаточности, мифа.
Даже если убрать шокирующую версию о «женском оплодотворении» давайте зададим себе простой вопрос: что, по большому счету женщине от мужчины нужно? Капля спермы. Остальное она может сделать сама. (Забегая вперед, скажу: мужчине от женщины не надо, вообще, ничего. Его безусловная зависимость от женщины заканчивается в момент рождения.)
Если вспомнить об андрогинном устройстве человека, то можно сказать, что чисто анатомически женщина – почти совершенство. Для полного совершенства ей не хватает только одной функции – способности оплодотворить себя без участия мужчины. Всё остальное в материальном мире – исключительно женское дело.
Нарисованная нами комбинация ясно указывает на то, что главное свойство мужской природы – непривязанность к материи. В идеале мужчина – это божество, сходящее к дочерям человеческим, чтобы оставить потомство и тут же вернуться обратно – в сферу чистых идей и тонких энергий. Понижаем градус: мужчина - полубог или герой. Еще ниже: святой или воин. На худой конец мастер. Но это уже компромисс, так как мастер связан с материей. Хоть и минимально... 




Напоминаю: я описывал не реальных особей мужского пола, а мужскую природу, саму идею мужественности. В реальном мужчине чистая мужественность всегда дополнена внутренним препятствием в лице «скрытой женщины». Ее вектор направлен в противоположную сторону. Если пустить дело на самотёк, неизбежна путаница, подмена и, в конечном счёте, эрозия мужественности. Чтобы этого избежать нужно, как минимум, признать наличие в себе этой «скрытой женщины» – то есть, отделить этот «десерт» от «основного блюда». И научиться жить с ним в согласии. Например, как средневековые рыцари, называвшие свою «скрытую женщину» Прекрасной Дамой.

Апология патриархата
Разговоры о «патриархальном укладе» уместны только применительно к сословному обществу. В своём исходном состоянии «патриархальный уклад» оправдан и понятен.
Сфера деятельности высших сословий – жрецов и воинов – находилась в стороне от материального мира. Реализуя свою мужскую природу вдали от «женского царства» они создавали нематериальные ценности, которые определяли лицо цивилизации. Святые и герои самим фактом своего существования диктовали определённый тип отношений между полами даже в самой последней крестьянской семье…
Есть замечательная русская сказка про мужика, который предложил жене на один день поменяться ролями (не в сексуальном плане, конечно) - жена отправилась пахать, а он остался хозяйничать. В итоге, мужик запорол всё, что только возможно: цыплят утащила хищная птица, тесто вылезло из кадушки и т.д.
Мораль сказки очевидна. Да, на пашне тяжело. На войне, вообще, убивают. О том, насколько тернист путь святости мы знаем из житий. Но мужчине пристало находиться именно там, а не на хозяйстве.
Головин иронизирует: «Могут возразить: если все примутся донкихотствовать или проповедовать птицам - во что тогда превратится человеческое сообщество? На этот вопрос трудно ответить, зато легко заметить, во что сие сообщество превратилось бы без св. Франциска и Дон Кихота».

Мир без Дон Кихота
Так во что же оно превратилось? Во что-то совсем другое – совсем не «патриархальное». Головин, вслед за Бахофеном, называет нынешний уклад «гинекократией». Ее определяющая черта – доминирование вещественного, материального.
Велико искушение назвать переломной точкой Новое время, обнаружившее у мужчин отвратительную, совершенно не мужскую жажду наживы. Но правильнее сказать, что перемена случилась значительно раньше, а индустриальная революция и прочий «прогресс»  - лишь следствие этой перемены.
Ленивый мужик так и не научился стеречь цыплят и замешивать тесто. Вместо этого он построил птицефабрику и булочную, набил мошну и оставил жену не у дел. Как ему это удалось? За счет чисто мужских центробежных качеств, которые он подчинил своей «скрытой женщине». Мужская креативность, экспансионизм, энергия, подвижность, одержимость были направлены на абсолютно женские центростремительные цели: побольше всего загробастать, побольше произвести всякой дряни, побольше захватать земли, имущества, ценностей. Презрев своё истинное призвание, мужчина перестал быть мужчиной. Для нормального мужчины «скрытая женщина» - не царь, а слуга. Она сглаживает острые углы его неукротимой натуры. Ведь мягкость и сердечность лишь подчеркивают подлинную мужественность. Так же как нарочитая грубость и беспардонность дают основания в ней усомниться.
То, что мы сегодня наблюдаем – антропологическая катастрофа. Оказавшись в несвойственной для него роли бывший мужчина стал причиной целой кучи катастроф, из которых экологическая – далеко не самая страшная. Гораздо хуже дела обстоят в сфере идей, творчества, этики – словом, там, откуда бывший мужчина позорно сбежал.
Мир без францисков и кихотов оказался адом. В нем мы сейчас и живем.

Неправда феминизма
Теперь, собственно, о феминизме. Главное, что меня в нем смущает – ошибочная оценка текущего состояния, диктующая ошибочные действия.
О каком «патриархате» вы говорите? Та модель, которая сегодня считается нормой – это «антипатриархат»! Роль номинального «мужчины» в типичной российской семье абсолютно не мужская. Причем, женщины к этому легко приспособились и теперь находятся в выигрышном положении. Ведь царство вещественного, материального – их царство. Это мужик здесь в гостях, а баба – у себя дома.
Вслушайтесь в клише, которыми описываются нынешние якобы мужские добродетели: «за ним, как за каменной стеной», «добытчик», «все в дом», «хозяйственный» и т.д. В каком, простите, месте это мужчина?! Все характеристики - женские. Мужчина – это экспансия, а не концентрация. Мужчина освобождается от пут, а не вешает на шею хомут. Мужчина руководствуется внутренними убеждениями, а не «супружеским долгом». Мужчина бесстрашно идёт туда, куда ведет его внутренний огонь, а не сажать помидорную рассаду или выбивать ковёр.
Между тем, изменив своему предназначению, современный псевдомужчина крупно подставился. Ведь оставшиеся не у дел женщины не лыком шиты. «Хозяйничать хочешь, милый? Да не вопрос!» - и ловко вскакивает дураку на шею. Именно наглое паразитирование на обабившемся мужике сегодня воспринимается, как успех для женщины. И наоборот… Думаю, когда Алле Пугачевой исполнится семьдесят, она выйдет замуж за 20-летнего красавца с упругой попкой. Почему нет? Средства позволяют…
Феминистки – идейные или стихийные – это женщины, которых такое положение вещей категорически не устраивает. И возмущение их , конечно же, не может не вызывать сочувствия. Но требования их иногда поражают.
Вот, скажем, эксплуатация образа женщины (или как там у них это называется) в рекламе, на телевиденье и т.д. Что «патриархального» они в этом увидели? Ну да, мужик, отказавшийся от своего высокого предназначения, зациклился на нижних зонах и придумал себе идиотский «критерий мужественности» – сколько «тёлок» и какой ценовой категории он «поимел» или мог бы «поиметь», если бы захотел. Отличный пример – Михаил Прохоров, который всюду таскает за собой табун моделей, которых по назначению не использует. Главное, чтобы окружающие видели: какой он крутой.
Конечно, этот позорный психоз – отличный повод для эксплуатации. Но эксплуатации не женщин, а псевдомужчин! Для женщин же это отличный повод для паразитирования. Именно они здесь выгодополучатели. А весь этот позорный балаган – лишь отражение новых отношений между полами, сложившихся на сегодняшний день. Что проку требовать равноправия у обабившегося мужика, на котором висят его довольные жизнью телки? О чем, вообще, можно с ним разговаривать?

Подвиг Pussy Riot
Pussy Riot сами себя называют феминисткой панк-группой. Думаю, сегодня эта самоаттестация нуждается в уточнении. По крайней мере, в случае Надежды, Марии и Екатерины.
Я долго пытался найти адекватную интерпретацию для их действий, их позиции, их пафоса. И, кажется, нашел. На мой взгляд, они интуитивно, методом проб и ошибок, нашли единственно возможный способ деструкции этого отвратительного статус-кво – стали тем, кем отказались быть мужчины: героями и святыми.
В каждой женщине есть «скрытый мужчина». Он может мешать, а может помогать женской самореализации. В условиях кризиса мужественности, подключение «скрытого мужчины» для многих женщин стало суровой необходимостью. И такое распространённое явление, как «муж-подкаблучник» - естественное следствие того, что «скрытый мужчина» жены легко подминает под себя остаточную мужественность мужа. 
Феминизм, на мой взгляд, связан именно с таким стихийным пробуждением «скрытого мужчины». В конце концов, все формы борьбы и протеста – это мужская сфера, точно также, как экономика и управление – сферы женские. В Европе и Америке такой протест уже дал определённые результаты – псевдомужчины слегка подвинулись, и женщины стали повсеместно доказывать, что на своём законном месте они смотрятся, по крайней мере, не хуже обабившися мужиков. Это очевидно даже там, где женщина потерпела поражение. Например, в Украине. Согласитесь, Юлия Тимошенко гораздо больше похожа на главу государства, чем любитель шашлыков и песен под гитару Виктор Янукович.
У России, как известно, особенная стать. Наша «эмансипация» - это тётки в мантиях, нанятые для вынесения обвинительных приговоров «под копирку». Слиска, Матвиенко, Голикова… Одним словом, жалкая прислуга обабившихся карликов, не играющая никакой самостоятельной роли. В этих условиях западные формы протеста смотрятся смешно и нелепо. Pussy Riot пошли другим путём…
Нельзя сказать, что Надежда, Мария и Екатерина были первые. Есть Алина Витухновская (не зря, кстати, она сейчас голодает вместе с ними). Но ее мужественность легко было списать на эпатаж – поэт как-никак. С художницей Леной Хейдиз, на картину которой обиделась вся патриотическая общественность, похожая история (она, кстати, тоже голодает). Есть девушки-нацболы, отсидевшие и сидящие в данный момент. Но к ним все уже привыкли.
Уникальная заслуга Pussy Riot в том, что они совершили эталонный мужественный поступок так, что о нём узнали все. И списать его ни на что не могут. Только разинули рты, и ничего не могут понять. Слышать их тупое бубнение про «чувства верующих» или «не в то место пошли» и смешно, и гадко. Потому что бубнит свиномордая баба. Даром что в штанах или в рясе. Хочется плюнуть и отвернутся. Бабы без штанов тоже растеряны. Они уже приспособились отсасывать. А тут им прямо в накрашенные рожи такое…
Можно ли назвать этот путь «феминизмом»? Не знаю. В любом случае, Надежда, Мария, Екатерина вправе называть себя так, как захотят.

«Скрытый мужчина»: инструкция по эксплуатации
Как уже говорилось выше, «скрытая женщина», будучи правильно употреблённой, только подчеркивает подлинную мужественность. Катастрофа настает в момент, когда служаника становится госпожой. У женщин всё тоже самое.
Когда женщина допускает господство своего «скрытого мужчины», она становится грубой, скандальной, нахрапистой, жестокой. В общем, стервой – зеркальным отражением обабившегося мужика.
Но стоит ей взять своего «срытого мужчину» под контроль, и женщина расцветает. Становиться неотразимой. Еще более женственной. Еще более прекрасной. Если мягкость и добросердечие делает настоящего мужчину совершенно неотразимым, то женщину украшает ум, изобретательность, смелость. Чисто мужские черты между прочим. Но мысленно уберите их, например, из Юлии Тимошенко. Что останется? Смазливая бабенка. И только.
«Скрытый мужчина» - это то, что не дает женщине превратиться в бабу… или превращает ее в стерву.

«Бунтовщики хуже Пугачева»
Отдельная интересная тема - ЛГБТ-сообщество, которое Pussy Riot взяли под защиту.
Самое простое и понятное объяснение – через их грамотно пробуждённую мужественность. Брать под защиту тех, кого все гнушаются, а некоторые не прочь ударить – это мужское, донкихотское качество. Но, думаю, дело не только в этом.
Гомосексуальность (иногда открытая, а чаще полуоткрытая) давно легализована гламуром. Быть геем или лесбиянкой сейчас не только просто, но в определённых средах престижно. Зачем нарываться на оскорбления, выходя на площадь с радужным флагом, если можно сидеть с любимым человеком в клубе «Три обезьяны» и ни в чем себе не отказывать? Но находятся те, кто идёт. Их избивают, принимают дурацкие законы, а они идут…
Я навсегда запомню выступление Надежды Толоконниковой 10 декабря 2011 года на Болотной площади. Она обратилась к морю людскому с просьбой: не гнушаться ребят с радушными флагами – «они, как и все мы, имеют право на протест». Люди недовольно гудели. Но не особенно уверенно. Слишком неожиданны были ее слова. Слишком открыто и бесстрашно она их произнесла, слишком явно подставилась. Ропот был напополам с растерянностью.
Очевидно, что Pussy Riot – не сторонницы гомосексуализма, как такового. Тут пальма первенства надёжно прилипла к рукам епископата РПЦ и Администрации президента России – там гей на гее сидит и геем погоняет! А Надежда и Мария, напомню, молодые мамы.
Pussy Riot поддерживают именно тех представителей ЛГБТ-сообщества, которые сознательно идут на манифестацию своего выбора, не считаясь с издержками. А издержки тут недетские. И Pussy Riot готовы их разделить. Даже взять на себя.
Открытые и непримиримые геи, лесбиянки, би, трансгендеры – «бунтовщики хуже Пугачева». Потому что требуют признать нормой то, что ломает все сложившиеся стереотипы, подрывает фундаментальные основы нынешнего уродливого равновесия. Не случайно подавление их сегодня – государственная политика. Самим фактом своего существования они ставят под сомнение веру в обязательность для мужика погони за самкой, а для женщины – паразитирования на самце. Не обязательно быть гомосексуалистом, чтобы уловить эту нехитрую мысль. А уж трансгендерная тематика – и вовсе бомба, способная вдохновить двух молодых мамаш на абсолютно мужской поступок.

Христианская перспектива
Вернёмся в наши христианские пенаты. Очевидно, что высокое призвание христианина имеет парадоксальное сходство с тем, что принято считать самым страшным грехом на планете Земля. Христианин-мужчина не коллекционирует самок, христианка – не может ни на ком паразитировать, а гендерная идентичность сходит на нет, по мере приближения к Царствию Небесному.
То есть, все отрицания из ЛГБТ-дискурса, будто про нас писаны. Остальное, понятное дело, «мимо кассы». Но что с того? Ведь у нынешних псевдомужчин и псевдоженщин  «мимо кассы», вообще, всё. А мужественность, которую мир сей похерил и забыл, как мы теперь знаем благодаря Pussy Riot, не зависит от наличия пениса. Хотя его наличие, безусловно, обязывает.



Subscribe

  • ВИРТУАЛЬНОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

    Я не склонна рассматривать ситуацию с утечкой персональных данных сторонников ФБК в конспирологическом ключе. Скорее всего причиной этому стала…

  • СТИРАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО

    Если вся политическая деятельность в России переходит в формат массового диссидентства и ничего кроме, то можно констатировать, что мы имеем дело со…

  • ПОЗОРНЫЙ ДЕМАРШ ВЛАДИМИРА МИЛОВА

    Владимир Милов уехал из России в Европу на фоне преследований организаций Навального. А вот эта новая волна политических эмигрантов, холеных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments