Разрешение фундаментальных противоречий между императивом безусловного поддержания политического порядка и духом свободы намечается в работе Канта "К вечному миру" (1795 год).
Кант обращает внимание на внутреннюю динамику политической системы. Ее простейшие, деспотические формы предполагают "принцип самовластного исполнения государством законов, которое оно само себе устанавливает". Внутренняя же дифференциация приводит к утверждению республиканизма, или государственного принципа отделения исполнительной власти от законодательной. Тем самым республиканизм, как и деспотизм, оказывается этапом развития формы правления. В этом качестве он "касается основанного на конституции (на акте общей воли, благодаря которому толпа становится народом) способа, каким государство распоряжается полнотой своей власти."
Республиканизм позволяет отделить публичную волю от частной воли правителя, которые смешиваются деспотизмом.
Способ же правления основан на договоре, в случае с республикой на первоначальном договоре.
Продолжение следует.